Что происходит в процессе психологического консультирования
Прежде всего, необходимо затронуть аспект отношений консультанта и клиента.
Первое, о чем хотелось бы сказать – это чувства, с которыми обычно приходит клиент на консультацию.
Чаще всего на консультирование и терапию приходят от безысходности, когда накал чувств и эмоций переполняет клиента, или же, наоборот, у человека полная апатия и бессилие.
Но причина одна – растерянность и желание обрести в своей жизни вновь гармонию и счастье.
Решение прийти на терапию – обычно осознанный и взвешенный шаг, и как каждый важный шаг в своей жизни мы расцениваем как новый этап, так и терапию клиент склонен расценивать как что-то хорошее, что сможет кардинально поменять его жизнь в лучшую сторону. Вместе с этим клиент привносит в терапию массу надежд и ожиданий. Как правило, эти ожидания очень идеалистичны, как и все восприятие чего-то нового.
Человек хочет, чтобы психолог избавил его полностью от боли. Поэтому часто клиент давит на терапевта и, что еще хуже, воспринимает психолога, как всемогущего провидца и колдуна: «Вы можете читать мои мысли?», «Измените мою жизнь», «Сделайте так, чтобы мои дети начали меня слушаться», «Посоветуйте мне, как вернуть мужа». Желание поскорее получить готовое решение и результат (хоть какой-нибудь) – есть желание избежать эмоциональной боли, связанной с незнанием, растерянностью, сильными переживаниями.
Часто, если психолог не поддается на провокацию (а это именно провокация) дать готовое решение, он становится объектом враждебности и обиды. И клиент начинает искать все возможные способы уличить психолога в непрофессионализме (и такое может быть, но это уже отдельная тема).
Клиент также ищет того, кто поможет временно перенести тревогу, страх, поможет найти решение проблемы, но не решить ее за клиента.
Быть любимым – эта потребность существует в каждом человеке. Если ты любим – это означает, что тебя понимают и принимают таким, какой ты есть: со всеми твоими радостями и горестями, всеми недостатками, агрессией и завистью.
Вот основные вещи, к которым клиент стремится в отношениях с психологом.
Тревоги и страхи, с которыми приходит клиент или которые возникают во время консультирования и терапии.
Когда клиент приходит за помощью, потому что у него неприятности в отношениях со своей семьей или внешним миром, он опасается, что его будут критиковать. При этом он может быть исполнен чувства вины – «Это я виноват» (хотя это и маловероятно). Скорее всего, он занимает воинственную позицию и ищет виновного в ком-то из внешнего окружения. Чувство вины также может приводить к замалчиванию важной информации о себе, а это очень не желательно.
Чувство вины и морализация приводят к страху наказания. Иногда встречаются люди, которые чувствуют ответственность и вину во всех происходящих негативных ситуациях и уверенны в том, что обязательно наступит день, когда они получат наказание, иногда даже провоцируя на это окружающих людей.
- Быть оставленным или отвергнутым.
Когда клиент начинает доверять консультанту настолько, чтобы рассказать о себе, он становится очень уязвимым. Оживают его надежды, и он боится, что его оставят прежде, чем проблемы будут решены. Также клиент иногда боится говорить правду, т.к. думает, что психолог может не понять его, обидеться и откажется от работы с ним. Такого быть не должно.
Клиент привносит свои детские, инфантильные черты в терапию, поэтому реагирует на отказ в работе, не как на обстоятельство, а как на личное отношение к нему.
1. Итак, терапия - это не поиск правых или виноватых.
2. Вы никогда не получите наказание на терапии.
3. Психолог не оставляет Вас и не отвергает, бывают случаи передачи клиента от одного консультанта к другому, но только при согласии клиента и при его готовности, это никогда не бывает ежесекундным решением.
На консультировании и терапии не происходит фокусов и волшебства. Это серьезная работа.
В человеке уживаются две стороны: одна – зрелая личность (адекватная, в постоянном контакте с реальностью), вторая – инфантильная личность (говоря простым языком, личность ребенка, как правило, имевшего в детстве проблемы, которые так и не разрешившись, перешли во взрослую жизнь).
Существует большое количество методов и направлений в психологии, с помощью которых психолог и клиент решают совместно его проблемы.
Но в основном, суть одна и та же.
Клиент учится:
- осознавать;
- рефлексировать (как анализ собственных чувств и состояний);
- воспринимать;
- слушать и слышать (хотя в основном говорит клиент);
- реагировать адекватно;
- осознавать фрустрацию (как препятствие) и переносить ее;
- брать на себя ответственность;
- взаимодействовать с другим человеком.
В общем, клиент учится всему тому, чего не умеет его инфантильная часть личности и должна уметь часть личности зрелая.
Не ждите на консультации:
- готовых решений;
- советов;
- тотального одобрения;
- оправдания Ваших поступков;
- хвальбы и ласки;
- что будет всегда хорошо и весело.
Не пугайтесь того, что Вы узнаете, что это нелегкий труд, такой же, как и воспитывать детей, создавать семью, зарабатывать деньги.
Итак, основная работа проходит посредством разговора, избавления от беспокоящих мыслей и страхов. Ведь только проговаривая их, осознавая, часть их уходит сразу.
Также знайте, что на сеансах могут возникать такие ситуации как:
- молчание терапевта;
- Ваше молчание;
- Ваш крик, гнев и слезы;
- Ваше желание уйти;
- сказанная терапевтом правда, которая Вам может не понравиться;
- Ваша обида.
Также знайте и не бойтесь того, что Вас охватит масса чувств и мыслей и это все нормально, за это вас никто не обвинит и не раскритикует. Главное, чтобы вы были всегда настроены и искренно желали изменений, прилагая к этому собственные усилия.
В статье использованы фрагменты книги И. Зальцбергер-Виттенберг «Психоаналитический инсайт и человеческие отношения».