Психотерапевт Психологическая помощь!  

                                                                                                                                                                                                                        Наш телефон: (495) 978-81-10

   

Главная
Консультации »
Детская психология родителям
Зависимости
Профессия психолога »
Вопросы-ответы
Контакты
О проекте
Ссылки
Карта сайта


 Поиск по сайту:




Сентябрь
ПН   5 12 19 26

ВТ  
6 13 20  27
СР  
7 14 21 28
 
ЧТ 1
8 15 22 29
 
ПТ 2
9 16 23 30
 
СБ 3 10 17 24 31
 
ВС 4 11 18 25
 

 

 

дети   зависимость    

развод      депрессия

развитие


Воображение

 

Определение воображения:
 
1. Воображение – это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей;
2. Воображение – это создание образов существующих объектов, но не встречавшихся в личном опыте человека.
 
Физиология воображения:
 
Физиологические механизмы воображения очень сложны и могут быть охарактеризованы следующим образом: основная функция коры больших полушарий – образование системы связей, в которых фиксируется прошлый опыт. Этот опыт включает круг представлений и знаний человека о мире. Система временных связей динамична: она изменяется, дополняется и преобразуется. Выделенные в процессе анализа части и признаки комплексного раздражителя, каким является предмет и данная ситуация, соотносятся, синтезируются в новых комбинациях. В результате этого создается новый образ или система новых образов, в которых реальная действительность отражается человеком в преобразованном виде и содержании.
            Физиологический механизм, обеспечивающий формирование нового образа, - это образование новых сочетаний из временных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга. Для того чтобы образовались новые ассоциации, необходима диссоциация, т.е. расщепление сложившихся связей. Диссоциированные связи включаются звеньями в новые системы связей. Этот процесс не следует рассматривать как мгновенно протекающий. Он имеет фазовый характер и в каких-то фазах протекает скрытно от самого человека в слабо возбужденных и даже частично заторможенных участках коры больших полушарий головного мозга. Примером такого рода деятельности являются сновидения, в которых причудливо сочетаются образы ранее воспринятых объектов и связанные с ними переживания человека.
            Создания образов воображения – результат совместный деятельности первой и второй сигнальных систем, хотя любое представление, любой образ формально должен быть отнесен к первосигнальному, чувственному отражению действительности.
 
Значение воображения:
 
Воображение органически связано с другими психическими процессами. По мысли С.Л. Рубинштейна, кусочек воображения есть в каждой мысли, каждом чувстве, любом волевом действии, которое хотя бы в какой-то мере преобразует мир.
Воображение вливается в поток мышления, привносит в него чувственные образы. Человек затрудняется мыслить, если у него нет представлений, связанных с содержанием мышления.
Существенное значение имеет воображение и в эмоциональной жизни человека. Образы воображения всегда сопряжены с переживаниями и вызывают не только те или иные эмоциональные кратковременные состояния.
Образы воображения – особенно образы желаемого будущего – являются внутренними побудителями человека к волевому поведению, к действию во имя претворения их в жизнь.
 
Виды воображения:
 
  1. Активное воображение - воображение, комбинирующее и преобразующее прежние образы и представления в новые образы и представления.
а) воссоздающее воображение (воспроизводящее, репродуктивное). Образы воссоздающего воображения имеют существенное значение в познавательной деятельности, так как они пополняют знания, которыми оперирует человек в своей умственной и практической деятельности. При освоении основ наук эти образы являются необходимым условием понимания природы тех предметов и явлений, которые не воспринимаются, и может быть, никогда не будут восприниматься.
б) творческое воображение. Примером творческого воображения может быть образ изобретаемой конструктором машины, образ литературного героя, создаваемый писателем, или образ скульптуры, возникшей у художника. Новизна, оригинальность, неповторимость – существенные признаки образов творческого воображения.
  1. Пассивное воображение - более или менее отчетливое воспроизведение в памяти или в сновидениях образов прошлого.
а) фантастические образы. Разновидностью образов творческого воображения будут фантастические образы. К ним относятся религиозно-мистические, сказочно-фантастические, научно-фантастические образы.
            - Образы религиозно-мистической фантастики оторваны от реальной действительности. В них в искаженном виде отражаются как силы природы, так и сам человек.
            - Сказочно-фантастические образы, представленные в народных былинах, сагах, в своей основе имеют реалистическое отражение мира. В этих сказочно-фантастических образах воплощаются мечты народа, рисуются герои с несгибаемой волей, отдающие свою силу борьбе за народное счастье.
            - Научно-фантастические образы характеризуются, прежде всего тем, что создающий их допускает далекий отлет от действительности, скачок в далекое будущее или прошлое. Для научно-фантастических произведений типичен выход за пределы круга представлений и знаний, которыми располагает человечество в данное время.
 
Воображение и личность:
 
Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам личности прежде всего относится одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность; отношение человека к другим людям, к жизни эмоционально приподняты. Способность видеть новое и прекрасное в повседневно окружающих людях и предметах, не упускать за повторяющимися трудовыми обязанностями высоких целей, которым служит любой, даже самый скромный труд человека; оптимизм, умение тонко чувствовать комическое и трагическое, творческое отношение к труду, любовь к жизни, целеустремленность – все эти качества личности, самым тесным образом связанные с воображением и чувствами, определяют в целом одухотворенность как черту личности.
            Под одухотворенностью как чертой личности следует понимать ее общую позицию, которая позволяет человеку подняться выше будничных забот и жить полнокровной, целеустремленной и внутренне содержательной жизнью в обычных повседневных условиях.
            Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот.
            Одухотворенность же, как черта личности, может своеобразно проявиться в романтическом складе человека или его поэтической натуре.
            Романтик – это прежде всего оптимист, который смело смотрит в будущее и идет на встречу ему. Во имя будущего он согласен и внутренне готов переносить трудности, лишения, опасности. Он село берется за дело ради радостной жизни людей.
Романтик – натура деятельная, волевая. Это человек, у которого идеи воплощаются в жизнь через непосредственное участие во всех делах. В эти дела романтики вкладывают все свои силы и энергию. Психологически для романтизма прежде всего, свойственна прямая связь воображения с волевой сферой, с мужественным и стойким характером.
            Поэтическая натура характеризуется единством высоких чувств и воображения. Это проявляется в особо чутком и глубоком художественном восприятии произведений искусства, природы и жизни во всех ее многообразных проявлениях. При наличии склонности и способностей к творческой деятельности из поэтической натуры развивается тип художника-творца эстетических ценностей.
            С мечтой как особым видом воображения связана такая черта личности, как мечтательность. В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности, однако мечтательность не считают положительной чертой личности. Отрицательное отношение к мечтательности следует объяснить особенностью проявления этой черты в условиях классового общества, где у большинства его членов мечта не включалось в практическую деятельность, а сами мечтания становились основным содержанием психической деятельности человека.
Мечтательность становится положительным качеством личности, если она будет включена в деятельность, явится одним из побудителей ее и будет связана с волевыми качествами человека. В структуре активной, целенаправленной деятельности мечтательность следует оценивать так же, как роль мечты, полезной в жизни и деятельности человека.
            Чертой характера человека, возникающей из особенностей его воображения, является фантазерство. Для фантазера характерно возникающее незаметно для него самого искажение фактов, он выдает желаемое за действительность, строит воздушные замки, сам веря в их существование.
            Воображение является непременным условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к самому себе и другим людям. В языке детей школьного возраста есть очень меткое слово – «воображала», определяющее человека, который ведет себя не в соответствии со своими заслугами и положением. Самооценка складывается, как известно, под влиянием оценки других людей. Но то, как поведет себя человек в новом коллективе, в новых жизненных условиях, зависит от воображения. Оно программирует в соответствии со сложившейся самооценкой поведение человека в новых условиях.
            Чуткость в отношении к людям, такт в подходе к ним невозможны без воображения. Чтобы быть чутким, нужно на основе знаний о жизни и характере человека вообразить (представить себе) его душевное состояние в данный момент.
Тактичность предполагает способность представить, понять и сопереживать настроения и чувства другого человека – черта личности, тесно связанная с развитием воображения. Существует заметная разница между теми, кто может понять и посочувствовать и теми, кто представляет и на основе созданного воображением образа переживает и сочувствует. В первом случае мы имеем дело с рациональным сочувствием, во втором – с эмоциональным.
            Таким образом, в формировании черт личности, выражающих отношение к себе и другим людям, большое значение имеет воображение.
            В силе и яркости образов воображения проявляются типологические особенности Высшей Нервной Деятельности человека. Воображение – один из показателей, по которому И.П. Павлов относил людей к художественному или мыслительному типу.



Недвижимость в Болгарии

 Опрос:
Где Вам удобнее получить психологическую консультацию ?
В центре
В пределах Садового кольца
В пределах Третьего транспортного кольца
В МО
     Результаты
 Контакты:
@
QIP psyhoterapevt.ru

Оставить сообщение

Подписка на новости
 
    Подписаться
    Отказ от подписки

 © Copyright 2006-2024 ПСИХОТЕРАПЕВТ.ру Web-дизайн, создание сайта: GoodWeb
Система управления сайтом: GoodSite
Rambler's Top100