Психотерапевт Психологическая помощь!  

                                                                                                                                                                                                                        Наш телефон: (495) 978-81-10

   

Главная
Консультации »
Детская психология родителям
Зависимости
Профессия психолога »
Вопросы-ответы
Контакты
О проекте
Ссылки
Карта сайта


 Поиск по сайту:




Сентябрь
ПН   5 12 19 26

ВТ  
6 13 20  27
СР  
7 14 21 28
 
ЧТ 1
8 15 22 29
 
ПТ 2
9 16 23 30
 
СБ 3 10 17 24 31
 
ВС 4 11 18 25
 

 

 

дети   зависимость    

развод      депрессия

развитие


Патологические нарушения мышления.

 

Мышление – это деятельность, опирающаяся на систему понятий, направленная на решение задач, подчиненная цели, учитывающая условия, в которых эта задача осуществляется.

Схематично можно представить так:
патология мышления
На основе этой схемы можно рассмотреть нарушение операциональной стороны мышления, которые проявляются в актуализации случайных, слабых или конкретно-ситуационных связей. В то же время не учет испытуемым условий и содержания инструкций к тестам может свидетельствовать о нарушениях мотивационной сферы.
 
Виды патологии мышления:
 
  1. нарушение операциональной стороны мышления
К основным мыслительным операциям относятся обобщение, отвлечение, анализ, синтез.
Обобщение – анализ, вскрывающий существенные связи между явлениями и объектами. Существует несколько уровней процесса обобщения:
- категориальный – отношение к классу на основании главных, существующих признаках;
- функциональный – отношение к классу на основании функциональных признаков
- конкретный – "="
- нулевой (операции нет) – перечисление предметов, либо их функций без попытки обобщить.
При всем многообразии нарушения операциональной стороны мышления можно свести к двум крайним вариантам:
1)     снижение уровня обобщения;
2)     искажение процесса обобщения.
Методики для исследования операциональной стороны мышления:
1. Классификация. Методика представляет собой набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями. Испытуемый раскладывает предметы на группы, чтобы они имели общие свойства. Способность выделить 2 или 3 группы на последнем этапе => высокий уровень обобщения.
2. Исключение. Существует два варианта: словесный и предметный. Предметный представляет собой набор карточек с изображением 4-х предметов, 3 из которых имеют между собой общее и их можно объединить в одну группу, а один существенно отличающийся, должен быть исключен. Решение испытуемым, на основе конкретно-ситуационного объединения предметов в группу, свидетельствуют о снижении уровня обобщения. Актуализация "слабых" чрезмерно обобщающих признаков свидетельствуют об искажении процесса обобщения.
3. Образование аналогий. В методике "Простые аналогии" представлены пары слов (образцы), между которыми существуют определенные смысловые отношения. Испытуемому следует выделить пару слов по аналогии. Помимо словесного варианта можно использовать невербальный – таблицы Равенна.
4. Сравнение и определение понятий. Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, в котором отличается родовое и видовое отличие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существующих признаков на общие для нескольких объектов и на их различия. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (человек-животное, танк-трактор) и неоднородные (ложка – телега, ботинок-карандаш).
5. Понимание переносного смысла пословиц или метафор. Можно просто предлагать испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их  переносного смысла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую ей фразу или другую пословицу.
6. Пиктограммы. Испытуемому предлагают нарисовать несложный рисунок для запоминания названных ему 15 слов и словосочетаний. Среди них обязательно должны быть эмоционально окрашенные, абстрактные и конкретные. После выполнения задания анализируется характер смысловых связей между стимульным словом и рисунком. Смысловые связи могут быть содержательные или слабые. Способность выполнить пиктограмму свидетельствует о доступности для испытуемого обобщенной символизации слова.
 
  1. нарушение динамики мышления
К этим нарушениям относятся:
Лабильность мышления. Характерная особенность этого нарушения заключается в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения больных в основном не бывает снижен; больные правильно обобщают материал; операции сравнения не нарушены. Однако адекватный характер суждений больных не устойчив(часто в маниакальной фазе МДП).
Инертность мышления. В основе этого нарушения лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой
(подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости).
 
 
  1. нарушение личностного компонента мышления
К этим нарушениям относятся разноплановость суждений, резонерство, нарушение критичности и саморегуляции.
Критичность мышления предполагает сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Больные могут актуализировать неадекватные связи и отношения, которые приобретают смысл из-за измененных установок больных шизофренией(не критичность).
Разноплановость – нарушение мышления, заключающаяся в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях.
Резонерство – склонность к "бесплодному мудрствованию", тенденция к многоречивым рассуждениям (например, испытуемый сравнивает птицу и самолет: "сходство - крылья. Потому что рожденный ползать - летать не может. Человек тоже летает у него есть крылья. У петуха тоже есть крылья, но он не летает, он дышит…" и т.д.)
Нарушение саморегуляции – невозможность целенаправленной организации своих мыслительных действий. При этом испытуемым могут быть доступны сложные обобщения, логические операции, но в результате расплывчивости мышления, его не целенаправленности выявляется неспособность решения поставленных задач.
       В литературе по патопсихологии рассматриваются нарушения мышления в виде расстройств ассоциативного процесса, патологии суждений, патологии по темпу.
Расстройства ассоциативного процесса проявляются в болезненном изменении темпа, нарушении стройности и целенаправленности мышления.
К нарушениям стройности относится:
1. Разорванность мышления – нарушение смысловых связей между членами предложения при сохранности грамматики построения.
2. Бессвязность – нарушение смысла и синтаксического строя речи.
3. Вербигерации – стереотипы в речи, до бессмысленной подборки сходных по звучанию слов.
4. Парагномен – действие под влиянием внезапного нелепого умозаключения.
5. Паралогическое мышление – отсутствие адекватной логики.
К нарушениям целенаправленности относятся:
- патологическая обстоятельность
- резонерство
- дементная детализация
- персеверация
- символизм
- аутичное мышление
 
По темпу:
Ускоренное мышление (скачки идей при МДП, мантизм- наплыв мыслей)
Замедленное мышление (тугоподвижность, ригидность при эпилепсии).
 
Заболевания с доминирующими расстройствами мышления
 
Расстройство мышления является доминирующим симптомом в группе заболеваний, объединенных названием шизофрения, а также при болезнях, первоначально названных Крепелином паранойей.
Шизофрения определяется здесь как группа синдромов, возможно разной этиологии, для которых характерно расстройство процессов мышления.
 
 
Литература:
  1. Блейхер В.Ш. "Клиническая патопсихология"
  2. Корнилов А.П. "Нарушение целеобразования у психически больных"
  3. Хэзлем М.Т. "Психиатрия"
  4. Зейгарник Б.В. "Патопсихология"
 



Недвижимость в Болгарии

 Опрос:
Где Вам удобнее получить психологическую консультацию ?
В центре
В пределах Садового кольца
В пределах Третьего транспортного кольца
В МО
     Результаты
 Контакты:
@
QIP psyhoterapevt.ru

Оставить сообщение

Подписка на новости
 
    Подписаться
    Отказ от подписки

 © Copyright 2006-2024 ПСИХОТЕРАПЕВТ.ру Web-дизайн, создание сайта: GoodWeb
Система управления сайтом: GoodSite
Rambler's Top100