Психотерапевт Психологическая помощь!  

                                                                                                                                                                                                                        Наш телефон: (495) 978-81-10

   

Главная
Консультации »
Детская психология родителям
Зависимости
Профессия психолога »
Вопросы-ответы
Контакты
О проекте
Ссылки
Карта сайта


 Поиск по сайту:




Сентябрь
ПН   5 12 19 26

ВТ  
6 13 20  27
СР  
7 14 21 28
 
ЧТ 1
8 15 22 29
 
ПТ 2
9 16 23 30
 
СБ 3 10 17 24 31
 
ВС 4 11 18 25
 

 

 

дети   зависимость    

развод      депрессия

развитие


Некоторые ответы на вопросы по психологии развития

Развитие восприятия
Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие основа всего живого. В отличие от ощущений при восприятии отражаются не отдельные свойства, а предметы в целом, это качественно более высокий уровень познания. Выделяют пять сенсорных каналов восприятия: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и кинестетический – в основе этой классификации лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. Есть и другая классификация восприятия: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Восприятие — это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Таким образом, привычный мир — это лишь описание, программа восприятия, которая закладывается в сознание человека с самого детства.
Важнейшие свойства восприятия — предметность, целостность, константность и обобщенность. Все эти свойства не являются врожденными и развиваются в течение всей жизни человека.
Например, у маленького ребенка окружающие его предметы не сохраняют константные характеристики, т. е. постоянство размера, веса, объема. Так, у 2—3-летнего ребенка константность восприятия еще очень несовершенна: воспринимаемые размеры предметов уменьшаются с их удаленностью, но к 10-летнему возрасту они устанавливаются на уровне взрослого. Предметность у него тоже еще выражена слабо, поскольку ребенок плохо выделяет себя из среды, он как бы слит с миром внешних объектов.
У младших школьников восприятие уже хорошо развито. Они не только различают цвет, форму, величину предметов и их положение в пространстве, но и могут правильно назвать предлагаемые формы и цвета, правильно соотнести предметы по их величине. Они могут изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Однако в первом и в начале второго класса восприятие еще весьма несовершенно и поверхностно. Дети  не умеют еще хорошо рассматривать предметы. Другой особенностью восприятия младших школьников является его тесная связь с действиями. Для младшего школьника воспринять предмет — значит что-то сделать с ним, как-то изменить, взять, потрогать.
Нативизм и эмпиризм
В XVII и XVIII веках в психологии боролись две теории — эмпириков и нативистов. Нативисты утверждали, что в душе человека есть определенный запас врожденных идей. Эмпирики, напротив того, учили, что не существует никаких врожденных идей, что душа человека в момент рождения представляет tabula rasa — белый лист, который может быть заполнен каким угодно содержанием. К эмпиристам относятся: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, дальнейшее развитие и непосредственное применение к психологии принципов эмпирической философии получают у Джона Локка. Наряду с ощущением источником познания внешнего мира Локк признает "внутреннее чувство", или рефлексию, отражающую в нашем сознании его же собственную внутреннюю деятельность; она дает нам "внутреннее бессознательное восприятие, что мы существуем".
К нативистам относится Иоганн Мюллер — немецкий физиолог.
Одинаково неверно утверждение эмпириков, что в нашей душе нет ничего врожденного, и мнение нативистов старой школы, будто запас врожденных идей в душе человека представляется от века неизменным. Новейшие психологические исследования доказали существование закона наследственности в области духа: психическая деятельность каждого человека, как и каждого животного индивида, является продолжением психической деятельности ряда предшествовавших поколений. Мы наследуем от наших предков не только анатомическую структуру их тела и физиологическую организацию, но также и психологические особенности, т.к. психическая сторона нашего существа находится в тесной связи с его физиологическим строением. Психологические наблюдения установили тот факт, что у каждого человека и животного есть целый ряд представлений и инстинктов, унаследованных от предков. Тот инстинктивный страх, который испытывает цыпленок, впервые увидевший коршуна, не есть результат индивидуального опыта, а результат опыта предшествующих поколений, установившего неразрывную ассоциацию между представлением большой птицы и представлением угрожающей опасности. Как у животного, так и у человека существует множество таких представлений — инстинктов, а следовательно, в чем совершенно правы нативисты, — существуют врожденные идеи. Ошибка же нативистов заключалась только в том, что они этот запас врожденных идей представляли себе в виде постоянной и неизменной величины.
 
Восприятие пространства и времени
Восприятие пространства состоит из восприятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения.
Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических (мускульно-двигательных) ощущений.
Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от удаленности предмета. Существенное значение для восприятия удаленности предмета имеет сравнение его величины с хорошо известной величиной других предметов.
Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается в зависимости от их удаленности и скорости движения.
Способность правильно оценивать пространственные отношения называется глазомером.
Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза.
Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последовательности явлений.
Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усиливается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования последовательных воздействий). Восприятие времени, как и любое психическое отражение, является субъективным образом объективной реальности. Например, период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длительным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных - переоценивается. Преуменьшение времени всегда является результатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает от однообразных, малозначимых раздражителей. Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями природы и в организме человека.
Восприятие пространства и времени связаны с обучением, усвоением ребенком речи и принятых стандартов.
 
Виды памяти
Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма. Память лежит в основе любых психических процессов. Память - это вторая по важности основа развития человека после восприятия. Выделяют несколько классификаций памяти. По длительности сохранения информации память бывает – кратковременная, оперативная, долговременная. По характеру психической активности память делят на – эмоциональную, образную, словесно-логическую и моторную. По характеру целей и способов запоминания память бывает – произвольной и непроизвольной. Произвольная память – характеризуется обязательным наличием специальной цели при запоминании. А не произвольная память – это запоминание и воспроизведение, при котором отсутствует специальная цель на запоминание. Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7±2). При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную.
Особенностью долговременной памяти является то, что она, практически может быть неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации.
Эмоциональная память – это память на различные эмоции и чувства, ее содержанием является эмоциональные состояния, которые пережил человек в прошлом. Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение представлений, звуков, вкусов и т.д. Моторная – представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.
Фазы акта памяти и их особенности
Акт памяти включает в себя три фазы: 1 фаза-запоминание, 2 фаза-сохранение, 3 фаза-воспроизведение.
Первоначальная форма запоминания – непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Непроизвольно запоминается многое, с чем сталкивается человек в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему. Произвольное запоминание представляет собой особую сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Сохранение – может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.
Воспроизведение – может проходить в виде последовательного припоминания, это – активный волевой процесс. Припоминание – это произвольное, преднамеренное воспроизведение: человек заранее имеет цель вспомнить и для этого применяет усилия мысли и воли. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой. Основой его являются ассоциации по смежности во времени или пространстве, в некоторых случаях также ассоциации по сходству и контрасту. Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное протекает без промежуточных ассоциаций (так воспроизводится, например, таблица умножения). При опосредованном человек опирается на промежуточные ассоциации – слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения.
Развитие произвольной памяти
Качественные изменения работы памяти могут происходить на протяжении всего раннего периода развития ребенка, но лишь при условии специально организованного, целенаправленного обучения программам логического запоминания.
Развитие произвольной памяти предполагает следующие этапы:
1. Обучение умению принимать мнемическую задачу. Для этого наиболее эффективными являются условия игровой деятельности, когда цели запомнить и вспомнить имеют для ребенка совершенно конкретный и актуальный смысл. Активное запоминание нужной информации предполагает овладение элементарной формой повторения как приема запоминания. Эта форма повторения просто сопровождает процесс принятия задания: ребенок сразу по ходу сообщения этого задания как бы по инерции повторяет за взрослым то, что следует запомнить (например, когда взрослый просит малыша запомнить предметы, которые нужно купить в магазине - игра "Купи в магазине..."). Такое повторение обычно легко осознается детьми и довольно быстро усваивается как прием запоминания. Активное воспроизведение - это внутренний поиск, мысленный возврат к ситуации запоминания. При отсутствии стремления вспомнить ребенок обычно сразу констатирует, что забыл нужную информацию, и обращается к взрослому за помощью. Обучение активному воспроизведению - это обучение умению действовать в ситуации воспроизведения самостоятельно, обращаться сначала к себе, к своей памяти и "доставать" из нее хоть какую-то забытую информацию. Овладение умением принимать мнемическую задачу является необходимым условием для перехода от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному.
2. Овладение мнемическими приемами, направленными на достижение осознанной цели запоминания и воспроизведения. На этом этапе основное внимание сначала нужно уделить дальнейшему развитию приема "повторения", поскольку он легче всего формируется и овладение им не требует предварительного обучения каким-либо мыслительным действиям. Прием повторения должен приобрести здесь новую функцию - функцию воспроизведения. "Воспроизводящее повторение" - это повторение не по ходу восприятия задания, а уже после того, как оно получено. Такое повторение имеет более активную форму, так как предполагает самостоятельное воспроизведение ребенком задания.
3. Развитие умения контролировать результаты выполнения мнемической задачи, т.е. осуществлять самопроверку. Психологической основой самопроверки является умение человека соотнести, сличить полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом.
К 5 - 6 годам значение приема "повторения" как способа запоминания дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их не только во внешнем плане (повторение вслух, шепотом, или беззвучно, лишь шевеля губами), но и во внутреннем (мысленно, без каких-либо внешних проявлений).
Первый этап - нужно называть вслух предметы, которые необходимо запомнить. Необходимо увидеть, услышать и пощупать предмет.
Второй этап - обучение простому повторению запоминаемой информации. В данном случае - повторное называние каждого предмета.
Третий этап - обучение повторению с выделением различных особенностей запоминаемого предмета.
Четвертый этап, самый важный и самый сложный для ребенка этап - обучение самопроверке того, что удалось запомнить. После того как сделано повторение, предложите малышу проверить себя - насколько хорошо он запомнил предметы. Пусть закроет глаза и попробует назвать их. Если все будет воспроизведено без ошибок, значит, запомнил хорошо (с целью закрепления такое воспроизведение "с закрытыми глазами" можно повторить еще раз).
В возрасте 5 - 7 лет делают акцент на развитии мнемических приемов "группировка" и "смысловое соотнесение".
Начинать обучение мнемическому приему "группировка" можно только тогда, когда ребенок овладеет мыслительным приемом "обобщение".

Воображение
Воображение – это познавательный процесс создания новых образов (представлений), предметов и явлений на основе переработки мыслительной реконструкции представлений, оставшихся у человека от прошлого опыта. Воображение может выражаться в построении образа, в создании программы поведения, в создании образов, соответствующих описанию объектов. Роль воображение в жизни человека очень велика, оно необходимо для движения вперед, создания чего-то нового, только преобразовывая свой опыт и знания, человек может создавать то, чего не было раньше. Например, если взять творческое воображение, то оно проявляется в создании новых оригинальных идей, образов, предметов и действий.
У взрослых воображение развито гораздо лучше, чем у детей, т.к. они имеют большой опыт и различные знания, но у ребенка воображение проявляется гораздо чаще, т.к. это один из способов познания мира.
Воображение бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воображение является пассивным. Оно проявляется в возникновении и комбинировании представлений без сознательного намерения. Оно чаще возникает при ослаблении сознательного контроля, например, грезы, мечтания, сновидения. Произвольное воображение, являясь активным, заключается в преднамеренном порождении образов нового в связи с определенной деятельностью.
Развитие внимания
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической активность на определенном объекте. Внимание – это динамическая сторона всех познавательных процессов. Оно всегда избирательно направленно на тот или иной объект. За вниманием всегда стоят интересы и потребность. Внимание разделяют на произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Произвольное внимание требует сознательных волевых усилий и характеризуется целенаправленностью, организованностью и устойчивостью, это внимание обусловлено – осознанием цели, наличием мотивов, интересов. Непроизвольное внимание возникает непосредственно под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальной возбуждение в определенных участках коры головного мозга, такое внимание не требует предварительной готовности к данному восприятию или действию и оно протекает, как правило, внезапно и непродолжительно. Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда исчезает необходимость волевого усилия для сохранения произвольного внимания, а эффективность познавательных процессов сохраняется. Внимание характеризуется рядом свойств: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключаемостью, подвижностью и распределением. Особенность внимания ребенка дошкольного возраста такова, что пока ему интересно – он сосредоточен. До 4-5 лет у ребенка участвует только непроизвольное внимание. Развитие произвольного внимания одно из условий развития воли у ребенка. Произвольное внимание формирует взросление ребенка, он учится подчинять свои эмоции определенным целям. Развитие произвольного внимания лежит вне личности ребенка, его организует, развивает и направляет взрослый. Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленные интересы.
Развитие эмоций
Эмоция - субъективная реакция - психическое переживание, душевное волнение, возникающие у человека или животного вследствие воздействия на них внешних и внутренних раздражителей. В первый год жизни ребенка невозможно рассматривать его психическое развитие вне его постоянного взаимодействия с близкими людьми, прежде всего, матерью, которая является посредником и организатором практически всех его контактов со средой. Ребенок на ранних этапах развития зависим от матери, не только физически, как от источника реализации всех его витальных потребностей в сытости, тепле, безопасности и т.д., но и как от регулятора его аффективного состояния: она может его успокоить, расслабить, взбодрить, утешить, увеличить выносливость и настроить на усложнение взаимоотношений с окружающим миром.
Важнейшим условием для этого является возможность синхронизации их эмоциональных состояний: заражения улыбкой, синтонности в настроении и переживании происходящего вокруг. Поэтому так важно для ребенка спокойствие и уверенность в себе матери, дающее ему ощущение надежности. Так реализуется первичная потребность малыша в стабильности и эмоциональном комфорте. Этапы эмоционального развития включают в себя следующие особенности:
- первые эмоциональные реакции начинают проявляться уже в новорожденности, примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, начинает улыбаться, эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте(плач, повышение сердечного ритма). После 3-4 месяцев ребенок может улыбаться просто знакомым людям. В 7-8 мес появляется беспокойство при появлении незнакомых. Между 7 и 11, появляется так называемый «страх расставания». К концу первого года младенец стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
- для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце периода младенчества наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми ребенок сталкивается. Причиной гнева или плача может быть отсутствие внимания к ребенку со стороны значимых взрослых.
- для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний. В этот период меняется структура эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции, эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешне выражение эмоций становится более сдержанным. Теперь в структуру эмоциональных процессов помимо вегетативных и моторных компонентов входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок радуется и грустит не только по поводу того, что с ним происходит в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Круг эмоций расширяется.



Недвижимость в Болгарии

 Опрос:
Где Вам удобнее получить психологическую консультацию ?
В центре
В пределах Садового кольца
В пределах Третьего транспортного кольца
В МО
     Результаты
 Контакты:
@
QIP psyhoterapevt.ru

Оставить сообщение

Подписка на новости
 
    Подписаться
    Отказ от подписки

 © Copyright 2006-2024 ПСИХОТЕРАПЕВТ.ру Web-дизайн, создание сайта: GoodWeb
Система управления сайтом: GoodSite
Rambler's Top100