Психотерапевт Психологическая помощь!  

                                                                                                                                                                                                                        Наш телефон: (495) 978-81-10

   

Главная
Консультации »
Детская психология родителям
Зависимости
Профессия психолога »
Вопросы-ответы
Контакты
О проекте
Ссылки
Карта сайта


 Поиск по сайту:




Сентябрь
ПН   5 12 19 26

ВТ  
6 13 20  27
СР  
7 14 21 28
 
ЧТ 1
8 15 22 29
 
ПТ 2
9 16 23 30
 
СБ 3 10 17 24 31
 
ВС 4 11 18 25
 

 

 

дети   зависимость    

развод      депрессия

развитие


Базовые понятия общей психологии

 

Структура психологической науки

2. Социальная психология – исследование психических процессов, обусловленных принадлежностью человека к конкретным общностям.
3. Зоопсихология (сравнительная психология) – исследует характеристики врожденного поведения, иными словами – инстинкты.
4. Педагогическая психология – исследует психологические особенности закономерностей процессов обучения и воспитания.
5. Возрастная психология – исследует особенности психики основных возрастных этапов и исследует возрастные явления.
6. Инженерная психология – исследование процесса взаимодействия техники и психики человека.
7. Психология искусства – исследует психологическую специфику творческой деятельности.
8. Отраслевая психология
9. Патопсихология – исследует особенности нарушения психических процессов.
 
 
Психические процессы
 
Ощущения.
 
  1. Ощущение – важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи – чувствительности.
  2. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
 
Физиологические основы ощущений
 
Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.
Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецептором.
 
Органы чувств:
1)     слух
2)     зрение
3)     обоняние
4)     вкус
5)     осязание
 
Свойства ощущений:
1)     адаптация
2)     контраст
3)     пороги
4)     сенсибилизация
5)     последовательные образы
 
Виды ощущений:
1. Экстерорецептивные
    а) зрительные
    б) слуховые
    в) обонятельные
    г) вкусовые
    д) тактильные
    е) температурные
2. Интерорецептивные
    а) ощущение времени
    б) боль
    в) равновесие
    г) мышечно-двигательные
3. Проприоцептивные
пороги ощущений
    а) абсолютный (сильный раздражитель)
    б) относительный (индивидуальный)
 
Низкий порог ощущений – минимальная величина, при которой раздражитель вызывает ощущение
Верхний порог – максимальный диапазон чувствительности между min и max.
Дифференциальный порог – наименьшая величина между раздражителями
Оперативный порог – величина различий между сигналами, при которых точность и скорость различий достигает максимума.
Временной порог – минимум, который необходим для того, чтобы ощущение возникло.
Латентный период – период времени необходимый для организма, чтобы воспринять ощущение.
Инерция – время, которое необходимо после окончания воздействия на анализаторы, чтобы ощущение прошло.
Сенсибилизация – повышение чувствительности.
Синестезия – воздействие на один анализатор.
 
Восприятие.
 
1.     Восприятие – психический познавательный процесс, который отражает совокупность свойств, предметов и явлений
2.     Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
 
 
Физиологические основы восприятия
 
Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых звеньев анализаторов.
Всякий предмет или явление воспринимается человеком в определенном соотношении частей.
 
Свойства восприятия:
  1. избирательность
  2. предметность
  3. целостность
  4. осмысленность
  5. константность
 
Виды восприятия:
  1. восприятие величины и формы предметов
  2. восприятие объемности и удаленности предметов
  3. иллюзии восприятия пространственных свойств предмета
  4. восприятие времени
  5. восприятие человека человеком
Для видов восприятия свойственно:
  1. качество
  2. интенсивность
  3. продолжительность
 
Структура приема информации
 
Раздражитель -> органы чувств -> возникают нервные импульсы -> посылаются в головной мозг -> обрабатываются и формируются отдельные ощущения -> складывается целостное восприятие -> информация сопоставляется с эталоном памяти -> происходит опознание предмета -> мыслительная деятельность -> осмысление.
 
 
 
Память.
 
  1. Память – психический познавательный процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта индивидуума.
  2. Память – отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
 
По продолжительности закрепления и сохранения память может быть:
  1. Кратковременная (сохраняющая небольшой объем информации до 30 секунд)
  2. Сенсорная/оперативная (удерживает точную картину восприятия до 0,5 (в некоторых источниках) до 2 секунд)
  3. Долговременная
Объем памяти 7+-2 предмета
 
Физический ресурс памяти каждого человека ограничен врожденными особенностями головного мозга, поэтому здоровый человек может развить память только с помощью специальных методов, таких как структурирование информации, семантические вставки, целенаправленное воображение, мнемотехника.
Память представляет собой деятельность по усвоению, хранению и извлечению информации.
 
 
Виды памяти:
  1. двигательная
  2. эмоциональная
  3. образная
  4. словесная
 
По Павлову ассоциации – ни что иное, как временная связь, возникшая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.
 
Группы теорий памяти
 
  1. Психологическая теория
Направления:
1)     Ассоциативная
Ассоциативная теория – предметом является действие запечатления и воспроизведения не изолированных друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова: «группами или рядами».
Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство другого, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их взаимодействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физической основой запоминания и воспроизведения информации.
В психологии эти связи рассматриваются как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно временных отношений предмета и явления(по смежности), другие отражают их сходство(по сходству), третьи – противоположности(по контрасту), следующие по причинно-следственным отношениям(по каузальности).
2)     гештальт-теория
Принцип первичности целого. Главным образом целостная организация, несводимую к составляющим его частей.
Поэтому основным образом материал организуется по принципу изоморфизма(подобия по форме) аналогичному структуре следов в мозгу человека.
3)     смысловая
Ассоциативная + гештальт
Два вида памяти:
- механическая
- логическая
Бине, Бюлер
4)     деятельности
- деятельность личности, как фактор детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессы памяти.
Образование связей между различными представлениями определяются не тем, каков сам по себе материал запоминается, а прежде всего тем, что с ним делал субъект.
Жане, Леонтьев, Зинченко, Смирнов.
 
 
  1. Биохимические теории:
Направления:
1)     химическая теория
Специфичные и химические изменения происходят в нервных клетках под действием внешних раздражителей и лежат в основе механизмов, процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов, т.е. различных чередующихся белковых молекул нейронов, прежде всего нуклеиновых кислот, ДНК, РНК.
2)     физиологическая теория
Связана с учением Павлова об образовании условных временных связей – теория механизма формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. теория «запоминания на физическом уровне».
Подкрепление – стимул мотивации действия. Оно знаменует собой совпадение вновь образной связи с достижением цели действия, а «как только связь совпадает с достижением цели она осталась и укрепилась»(Павлов).
Все характеристики этой связи обуславливаются характером подкрепления как мерой жизненной или биологической целесообразности данного действия. -> Условный рефлекс.
3)     физическая теория
Физическая материализация выражается в электрических и механических изменениях синапсов. (теория нейронных моделей)
4)     информационно-кибернетическая теория
Данная теория связана с появлением вычислительной техники и с необходимостью разработки программ для этой техники.
 
Законы памяти:
1)     осмысление
2)     интерес
3)     установка
4)     край
5)     торможение
6)     повторение
7)     контекст
8)     объем
 
 
 
 
 
 
 
Мышление.
 
  1. Мышление – психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них или между ними.
  2. Мышление – психический познавательный процесс, который заключается в опосредованном обобщенном отражении предметов и явлений их существующих связей.
 
Виды мышления:
  1. по форме осуществления
- наглядно-образное
- наглядно-действенное
      2. по характеру решения задач
            - абстракция
            - практическое
            - теоретическое
            - рассудочное
            - интуитивное
      3. по степени развернутости
            - репродуктивное
      4. по степени новизны
            - творческое
 
Механизмы мышления:
  1. анализ
  2. синтез
  3. сравнение
  4. абстрагирование
  5. обобщение
  6. классификация
  7. систематизация
 
 
Формы мышления:
  1. суждение
  2. размышление
  3. умозаключение
  4. понятие
 
Индивидуальные особенности
  1. критичность
  2. гибкость
  3. глубина
  4. последовательность
  5. скорость
 
 
Мыслительный процесс
  1. в форме понятий, умозаключений
  2. решения проблемы
Понятие – форма мышления отражает свойства связей и отношения явлений, которые образуют группу слов
Суждение – высказывания, содержащие определенную мысль
Умозаключение – форма мышления, в которой в одной или нескольких суждений вводится новое
Дедукция – логичный вывод, отраженный в направленности мысли от общего к частному
Анализ – процесс расчленения целого на части
Синтез – воссоединение элементов в целостную структуру
Абстрагирование – выделение какой-либо стороны
Классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам
 
 
 
Речь.
 
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.
 
Функции речи:
1.     экспрессивная
2.     объективная
 
Виды речи:
  1. внешняя
- устная
- письменная
- диалог
- монолог
      2.   внутренняя
            - пустая
            - полная
 
Этапы развития речи:
  1. фонетический – до 2х лет
  2. грамматический – к 3м годам
  3. семантический – до 16ти лет
 
 
Эмоции и чувства.
 
Эмоции и чувства – своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
 
Функции чувств:
  1. регулирующая
  2. сигнальная
  3. отражательная
  4. побудительная
  5. подкрепляющая
  6. переключательная
  7. приспособительная
 
Типы эмоций:
  1. астенические
  2. стенические
 
Виды эмоций и чувств:
  1. настроения
  2. аффекты
  3. страсти
  4. стрессы
  5. фрустрации
 
Высшие чувства:
- моральные
- интеллектуальные
- эстетические
- практические
 
 
Воля.
 
Воля – сознательная регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.
 
Функции воли:
  1. выбор мотивов и целей
  2. побуждение к действию
  3. организация психических процессов в систему
  4. мобилизация психических и физических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий
 
Взгляды на природу воли:
- идеалистический – идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Идеалистическая концепция свободы воли ложна с философской и этической точек зрения.
- материалистический – материалисты считают, что воля наравне с другими сторонами психики, имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов.
Невозможно отделить волю от материи, мозга. Материалисты утверждают, что человек теснейшим образом связан с окружающей средой. Без надлежащих внешних условий он не может не поддерживать, не продолжать жизнь. Воля, как и все сознание, есть отражение мозгом объективной действительности.
 
Волевое регулирование поведения – это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или удержание от активности.
Волевое усилие – это форма морального стресса и создание дополнительных мотивов к действию и достижению цели.
 
Физиологические основы воли
 
Физиологические механизмы волевого поведения, волевых действий могут быть представлены следующим образом => В теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе, с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызывать в ней аналогичный процесс.
Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости (это рабочий очаг в коре). Ретикулярная формация имеет важное значение в общем механизме волевого регулирования: своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы, идущие к коре, и удерживающие другие, не имеющие жизненного важного значения.
П.К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы опережают течение внешних событий.
На основе прошлого опыта человек (и животные) предвосхищает и предвидит будущие воздействия на нервную систему. На основе сигнала в мозге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанные многократным повторением.
 
Волевые действия
Принято различать простые и сложные волевые действия.
Простые, как правило, имеют два звена- постановку цели и ее исполнения. В них одно звено следует за другим без промежуточных звеньев.
В сложном волевом действии обозначены три звена:
1. осознание цели – стимулы человеческого поведения многообразны. Это могут быть физические потребности (голод, жажда, сон), социальные потребности (знания, развлечения, общение). Зарождающаяся потребность отражается в сознании человека в виде смутного влечения. По мере возрастания потребности оно превращается в желание.
Желание - это существующее идеальное (в голове человека) содержание потребности. Желание может оказаться мотивом к действию.
2. планирование – в сложном волевом действии за принятием решения следует планирование путей достижения поставленной задачи.
3. исполнение – как только намечены пути и средства, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения.
Внимание.
 
  1. Внимание -  сосредоточение сознания на определенном объекте или определенной деятельности, обеспечивающее их ясное отражение.
  2. Внимание -       психический познавательный процесс, который заключается в выделении предмета, в отличие от всех остальных.
 
Функции внимания:
  1. отбор информации
  2. обеспечение удержания активности на объекте
  3. регуляция и контроль
 
Свойства внимания:
  1. концентрация – выражается в том, что внимание поглощено одним объектом
  2. устойчивость – внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте
  3. объем – это свойство измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени
  4. распределение – внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов
  5. переключение – внимания это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой
  6. сосредоточение
 
Виды внимания:
  1. непроизвольное – сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Непроизвольное внимание может вызвать:
а) более сильный раздражитель на фоне действующего;
b) новизна раздражителя;
c) начало и прекращение действия раздражителя;
d) предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон
  1. произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельности. Условия поддержания:
a) особенности обстановки места
b) психическое состояние человека
  1. послепроизвольное – сосредоточение сознания на объекте, значимом и ценном для личности.
Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное
Внимание зависит от:
- характера объектов
- интереса предмета и сознания его значимости
-привычки переключать внимание в определенных условиях
 
Физиологические основы внимания
Физиологический механизм внимания сложен. В настоящее время механизм внимания рассматривается в психологии как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы. Этим фильтром является ретикулярная формация – анатомически и функционально расположенная в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга. Так совершается отбор нервных импульсов, поступающих в кору, в зону ясного сознания.
 
Природа внимания (Н.Н. Ланге)
 
  1. Внимание как результат двигательного приспособления.
Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
  1. Внимание как результат ограниченности объема сознания.
Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.
  1. Внимание как результат эмоций.
Эта теория особенно блестяще развитая в английской ассоциативной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и тоже».
  1. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
  2. Внимание как особая активная способность духа.
Внимание рассматривается как первичная и активная способность, происхождение которой необъяснимо.
  1. Внимание как усиление нервного раздражителя.
Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС.
  1. Теория нервного подавления.
Эта теория пытается объяснить основной факт внимания. Преобладание одного представления над другим – тем, что лежащий в основе первого физиологический процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащего в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
 
Деятельность.
 
  1. Деятельность – это динамическая система взаимодействий человека с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа.
  2. Деятельность – категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности. Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно – мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочника или движение речевого аппарата при произнесении слов.
    Движение есть моторная функция живого человеческого организма.
    Человек обычно сравнивает ход деятельности с ранее запланированным и существующим в виде образов и мыслей. Это предварение реального действия и возможность регулирования его, получило название – акцептора действия.
    Данный механизм позволяет сравнить реальный результат с желаемым и внести коррективы, направленные на достижение окончательной цели. Понятие А.Д. ввел П.К. Анохин (1968 год), сам он определил его как аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью.
 
Виды деятельности:
  1. игра (учебная)
  2. учение – это процесс систематического овладения знаниями, навыками, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
  3. труд – это деятельность, направленная на создание общественно – полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

 

Головной мозг - расположение центров и долей




Недвижимость в Болгарии

 Опрос:
Где Вам удобнее получить психологическую консультацию ?
В центре
В пределах Садового кольца
В пределах Третьего транспортного кольца
В МО
     Результаты
 Контакты:
@
QIP psyhoterapevt.ru

Оставить сообщение

Подписка на новости
 
    Подписаться
    Отказ от подписки

 © Copyright 2006-2019 ПСИХОТЕРАПЕВТ.ру Web-дизайн, создание сайта: GoodWeb
Система управления сайтом: GoodSite
Rambler's Top100