Базовые понятия общей психологии
2. Социальная психология – исследование психических процессов, обусловленных принадлежностью человека к конкретным общностям.
3. Зоопсихология (сравнительная психология) – исследует характеристики врожденного поведения, иными словами – инстинкты.
4. Педагогическая психология – исследует психологические особенности закономерностей процессов обучения и воспитания.
5. Возрастная психология – исследует особенности психики основных возрастных этапов и исследует возрастные явления.
6. Инженерная психология – исследование процесса взаимодействия техники и психики человека.
7. Психология искусства – исследует психологическую специфику творческой деятельности.
8. Отраслевая психология
9. Патопсихология – исследует особенности нарушения психических процессов.
Психические процессы
Ощущения.
- Ощущение – важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи – чувствительности.
- Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Физиологические основы ощущений
Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.
Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецептором.
Органы чувств:
1) слух
2) зрение
3) обоняние
4) вкус
5) осязание
Свойства ощущений:
1) адаптация
2) контраст
3) пороги
4) сенсибилизация
5) последовательные образы
Виды ощущений:
1. Экстерорецептивные
а) зрительные
б) слуховые
в) обонятельные
г) вкусовые
д) тактильные
е) температурные
2. Интерорецептивные
а) ощущение времени
б) боль
в) равновесие
г) мышечно-двигательные
3. Проприоцептивные
пороги ощущений
а) абсолютный (сильный раздражитель)
б) относительный (индивидуальный)
Низкий порог ощущений – минимальная величина, при которой раздражитель вызывает ощущение
Верхний порог – максимальный диапазон чувствительности между min и max.
Дифференциальный порог – наименьшая величина между раздражителями
Оперативный порог – величина различий между сигналами, при которых точность и скорость различий достигает максимума.
Временной порог – минимум, который необходим для того, чтобы ощущение возникло.
Латентный период – период времени необходимый для организма, чтобы воспринять ощущение.
Инерция – время, которое необходимо после окончания воздействия на анализаторы, чтобы ощущение прошло.
Сенсибилизация – повышение чувствительности.
Синестезия – воздействие на один анализатор.
Восприятие.
1. Восприятие – психический познавательный процесс, который отражает совокупность свойств, предметов и явлений
2. Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Физиологические основы восприятия
Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых звеньев анализаторов.
Всякий предмет или явление воспринимается человеком в определенном соотношении частей.
Свойства восприятия:
- избирательность
- предметность
- целостность
- осмысленность
- константность
Виды восприятия:
- восприятие величины и формы предметов
- восприятие объемности и удаленности предметов
- иллюзии восприятия пространственных свойств предмета
- восприятие времени
- восприятие человека человеком
Для видов восприятия свойственно:
- качество
- интенсивность
- продолжительность
Структура приема информации
Раздражитель -> органы чувств -> возникают нервные импульсы -> посылаются в головной мозг -> обрабатываются и формируются отдельные ощущения -> складывается целостное восприятие -> информация сопоставляется с эталоном памяти -> происходит опознание предмета -> мыслительная деятельность -> осмысление.
Память.
- Память – психический познавательный процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта индивидуума.
- Память – отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
По продолжительности закрепления и сохранения память может быть:
- Кратковременная (сохраняющая небольшой объем информации до 30 секунд)
- Сенсорная/оперативная (удерживает точную картину восприятия до 0,5 (в некоторых источниках) до 2 секунд)
- Долговременная
Объем памяти 7+-2 предмета
Физический ресурс памяти каждого человека ограничен врожденными особенностями головного мозга, поэтому здоровый человек может развить память только с помощью специальных методов, таких как структурирование информации, семантические вставки, целенаправленное воображение, мнемотехника.
Память представляет собой деятельность по усвоению, хранению и извлечению информации.
Виды памяти:
- двигательная
- эмоциональная
- образная
- словесная
По Павлову ассоциации – ни что иное, как временная связь, возникшая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.
Группы теорий памяти
- Психологическая теория
Направления:
1) Ассоциативная
Ассоциативная теория – предметом является действие запечатления и воспроизведения не изолированных друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова: «группами или рядами».
Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство другого, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их взаимодействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физической основой запоминания и воспроизведения информации.
В психологии эти связи рассматриваются как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно временных отношений предмета и явления(по смежности), другие отражают их сходство(по сходству), третьи – противоположности(по контрасту), следующие по причинно-следственным отношениям(по каузальности).
2) гештальт-теория
Принцип первичности целого. Главным образом целостная организация, несводимую к составляющим его частей. Поэтому основным образом материал организуется по принципу изоморфизма(подобия по форме) аналогичному структуре следов в мозгу человека.
3) смысловая
Ассоциативная + гештальт
Два вида памяти:
- механическая
- логическая
Бине, Бюлер
4) деятельности
- деятельность личности, как фактор детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессы памяти.
Образование связей между различными представлениями определяются не тем, каков сам по себе материал запоминается, а прежде всего тем, что с ним делал субъект.
Жане, Леонтьев, Зинченко, Смирнов.
- Биохимические теории:
Направления:
1) химическая теория
Специфичные и химические изменения происходят в нервных клетках под действием внешних раздражителей и лежат в основе механизмов, процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов, т.е. различных чередующихся белковых молекул нейронов, прежде всего нуклеиновых кислот, ДНК, РНК.
2) физиологическая теория
Связана с учением Павлова об образовании условных временных связей – теория механизма формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. теория «запоминания на физическом уровне».
Подкрепление – стимул мотивации действия. Оно знаменует собой совпадение вновь образной связи с достижением цели действия, а «как только связь совпадает с достижением цели она осталась и укрепилась»(Павлов).
Все характеристики этой связи обуславливаются характером подкрепления как мерой жизненной или биологической целесообразности данного действия. -> Условный рефлекс.
3) физическая теория
Физическая материализация выражается в электрических и механических изменениях синапсов. (теория нейронных моделей)
4) информационно-кибернетическая теория
Данная теория связана с появлением вычислительной техники и с необходимостью разработки программ для этой техники.
Законы памяти:
1) осмысление
2) интерес
3) установка
4) край
5) торможение
6) повторение
7) контекст
8) объем
Мышление.
- Мышление – психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них или между ними.
- Мышление – психический познавательный процесс, который заключается в опосредованном обобщенном отражении предметов и явлений их существующих связей.
Виды мышления:
- по форме осуществления
- наглядно-образное
- наглядно-действенное
2. по характеру решения задач
- абстракция
- практическое
- теоретическое
- рассудочное
- интуитивное
3. по степени развернутости
- репродуктивное
4. по степени новизны
- творческое
Механизмы мышления:
- анализ
- синтез
- сравнение
- абстрагирование
- обобщение
- классификация
- систематизация
Формы мышления:
- суждение
- размышление
- умозаключение
- понятие
Индивидуальные особенности
- критичность
- гибкость
- глубина
- последовательность
- скорость
Мыслительный процесс
- в форме понятий, умозаключений
- решения проблемы
Понятие – форма мышления отражает свойства связей и отношения явлений, которые образуют группу слов
Суждение – высказывания, содержащие определенную мысль
Умозаключение – форма мышления, в которой в одной или нескольких суждений вводится новое
Дедукция – логичный вывод, отраженный в направленности мысли от общего к частному
Анализ – процесс расчленения целого на части
Синтез – воссоединение элементов в целостную структуру
Абстрагирование – выделение какой-либо стороны
Классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам
Речь.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.
Функции речи:
1. экспрессивная
2. объективная
Виды речи:
- внешняя
- устная
- письменная
- диалог
- монолог
2. внутренняя
- пустая
- полная
Этапы развития речи:
- фонетический – до 2х лет
- грамматический – к 3м годам
- семантический – до 16ти лет
Эмоции и чувства.
Эмоции и чувства – своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
Функции чувств:
- регулирующая
- сигнальная
- отражательная
- побудительная
- подкрепляющая
- переключательная
- приспособительная
Типы эмоций:
- астенические
- стенические
Виды эмоций и чувств:
- настроения
- аффекты
- страсти
- стрессы
- фрустрации
Высшие чувства:
- моральные
- интеллектуальные
- эстетические
- практические
Воля.
Воля – сознательная регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.
Функции воли:
- выбор мотивов и целей
- побуждение к действию
- организация психических процессов в систему
- мобилизация психических и физических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий
Взгляды на природу воли:
- идеалистический – идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Идеалистическая концепция свободы воли ложна с философской и этической точек зрения.
- материалистический – материалисты считают, что воля наравне с другими сторонами психики, имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов.
Невозможно отделить волю от материи, мозга. Материалисты утверждают, что человек теснейшим образом связан с окружающей средой. Без надлежащих внешних условий он не может не поддерживать, не продолжать жизнь. Воля, как и все сознание, есть отражение мозгом объективной действительности.
Волевое регулирование поведения – это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или удержание от активности.
Волевое усилие – это форма морального стресса и создание дополнительных мотивов к действию и достижению цели.
Физиологические основы воли
Физиологические механизмы волевого поведения, волевых действий могут быть представлены следующим образом => В теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе, с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызывать в ней аналогичный процесс.
Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости (это рабочий очаг в коре). Ретикулярная формация имеет важное значение в общем механизме волевого регулирования: своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы, идущие к коре, и удерживающие другие, не имеющие жизненного важного значения.
П.К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы опережают течение внешних событий. На основе прошлого опыта человек (и животные) предвосхищает и предвидит будущие воздействия на нервную систему. На основе сигнала в мозге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанные многократным повторением.
Волевые действия
Принято различать простые и сложные волевые действия.
Простые, как правило, имеют два звена- постановку цели и ее исполнения. В них одно звено следует за другим без промежуточных звеньев.
В сложном волевом действии обозначены три звена:
1. осознание цели – стимулы человеческого поведения многообразны. Это могут быть физические потребности (голод, жажда, сон), социальные потребности (знания, развлечения, общение). Зарождающаяся потребность отражается в сознании человека в виде смутного влечения. По мере возрастания потребности оно превращается в желание.
Желание - это существующее идеальное (в голове человека) содержание потребности. Желание может оказаться мотивом к действию.
2. планирование – в сложном волевом действии за принятием решения следует планирование путей достижения поставленной задачи.
3. исполнение – как только намечены пути и средства, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения.
Внимание.
- Внимание - сосредоточение сознания на определенном объекте или определенной деятельности, обеспечивающее их ясное отражение.
- Внимание - психический познавательный процесс, который заключается в выделении предмета, в отличие от всех остальных.
Функции внимания:
- отбор информации
- обеспечение удержания активности на объекте
- регуляция и контроль
Свойства внимания:
- концентрация – выражается в том, что внимание поглощено одним объектом
- устойчивость – внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте
- объем – это свойство измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени
- распределение – внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов
- переключение – внимания это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой
- сосредоточение
Виды внимания:
- непроизвольное – сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Непроизвольное внимание может вызвать:
а) более сильный раздражитель на фоне действующего;
b) новизна раздражителя;
c) начало и прекращение действия раздражителя;
d) предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон
- произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельности. Условия поддержания:
a) особенности обстановки места
b) психическое состояние человека
- послепроизвольное – сосредоточение сознания на объекте, значимом и ценном для личности.
Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное
Внимание зависит от:
- характера объектов
- интереса предмета и сознания его значимости
-привычки переключать внимание в определенных условиях
Физиологические основы внимания
Физиологический механизм внимания сложен. В настоящее время механизм внимания рассматривается в психологии как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы. Этим фильтром является ретикулярная формация – анатомически и функционально расположенная в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга. Так совершается отбор нервных импульсов, поступающих в кору, в зону ясного сознания.
Природа внимания (Н.Н. Ланге)
- Внимание как результат двигательного приспособления.
Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
- Внимание как результат ограниченности объема сознания.
Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.
- Внимание как результат эмоций.
Эта теория особенно блестяще развитая в английской ассоциативной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и тоже».
- Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
- Внимание как особая активная способность духа.
Внимание рассматривается как первичная и активная способность, происхождение которой необъяснимо.
- Внимание как усиление нервного раздражителя.
Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС.
- Теория нервного подавления.
Эта теория пытается объяснить основной факт внимания. Преобладание одного представления над другим – тем, что лежащий в основе первого физиологический процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащего в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
Деятельность.
- Деятельность – это динамическая система взаимодействий человека с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа.
- Деятельность – категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности. Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно – мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочника или движение речевого аппарата при произнесении слов.
Движение есть моторная функция живого человеческого организма. Человек обычно сравнивает ход деятельности с ранее запланированным и существующим в виде образов и мыслей. Это предварение реального действия и возможность регулирования его, получило название – акцептора действия. Данный механизм позволяет сравнить реальный результат с желаемым и внести коррективы, направленные на достижение окончательной цели. Понятие А.Д. ввел П.К. Анохин (1968 год), сам он определил его как аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью.
Виды деятельности:
- игра (учебная)
- учение – это процесс систематического овладения знаниями, навыками, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
- труд – это деятельность, направленная на создание общественно – полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.
|